Отзыв: Музей истории ТТУ (Россия, Самара) - Вековая история в сохранности
Достоинства:
экспонаты вековой давности сохранена история самарского гэт познавательно бесплатно
Недостатки:
об экскурсии надо договариваться заранее небольшое помещение располагается на территории предприятия
3 июня 1913 года, то есть 100 лет назад, состоялась торжественная закладка трамвайного полотна и электрической станции в г. Самара. Таким было начало почти вековой истории(в эксплуатацию предприятие было пущено спустя два года) самарского трамвая и троллейбуса, то есть городского электрического транспорта(ГЭТ) нашего города.
Где же можно почерпнуть сегодня историю самарского трамвая и троллейбуса полностью? Казалось бы, нигде. Однако это не так. На территории Городского трамвайного депо работает музей истории предприятия. Расположился музей в корпусе производственного здания Вагонно-ремонтных мастерских на втором этаже.
Музею истории ТТУ всего 30 лет. Однако в нем собраны артефакты почти столетней давности. Например, сам проект самарского трамвая и П. А. Суткевича. Также в музее сохранились автографы Суткевича и С. Н. Постникова, двух инициаторов появления в Самаре электрического трамвая.
Так же в экспозиции музея содержит много исторических фото: торжественная закладка трамвайного полотна, выход первого трамвая из ворот депо, первые вагоновожатые в специальной форме, а также все дальнейшие события развития самарского ГЭТ.
В музее можно подробно познакомиться с моделями всех трамваев и троллейбусов, когда либо эксплуатируемых в Самаре.
Здесь же хранятся все награды предприятия, спортивные кубки и пр.
Музей достаточно популярен в городе. Поэтому нередко здесь проводятся экскурсии для школьников, студентов, блогеров и всех, кто интересуется ГЭТ Самары.
Очень часто сюда приезжают СМИ. Музей - постоянное место встреч ветеранов предприятия, людей, которые по сути своей и были творцами истории ТТУ.
100-летие трамвая
ДВИЖЕМСЯ К 100-ЛЕТИЮ ТРАМВАЯ
Прошедший год для нашего музея истории вполне можно назвать успешным. В книге посетителей отмечено более 300 экскурсантов. Это только те посетители, которые пожелали оставить свои отзывы. В музее побывали большие детские группы из разных школ, студенты, представители общественных объединений, краеведы, просто любители истории и патриоты Самары, гости из других городов. Популярен формат семейных экскурсий, особенно радует, когда детей и внуков для знакомства с местом работы старшего поколения приводят работники ТТУ.
В наш музей приходят не только для того, чтобы разнообразить личный и семейный досуг, но также за полезными знаниями для написания докладов и рефератов по краеведению, для сбора материалов для научных исследований и книг о Самаре. Отзывы о музее самые благожелательные, но все посетители в один голос сетуют на маленькое помещение демонстрационного зала и желают музею дальнейшего развития и в будущем получения городского статуса. Попутно удивляются, почем в городе не выпущен полный справочник по всем музеям Самары, в том числе включающий данные по ведомственным музеям.
Нашему музею и в целом истории предприятия уделяли внимание городские и областные каналы телевидения. В конце г. 24 декабря на телеканале «Губерния» в передаче «Родом из Куйбышева» показан сюжет из музея с участием водителей-ветеранов В. А. Долгих и Г. С. Пушкаревой, а в начале нового г. в эфир 14 января вышел видеофильм о клубе ТТУ. Данные передачи интернет-пользователи могут посмотреть в архиве телеканала «Губерния» с помощью поисковой системы.
Заметным и приятным событием стало открытие так называемого «Музея под открытым небом». На территории ГТД на ул. Мичурина на центральной аллее неподалеку от памятника старому трамваю установлены 9 двухсторонних современных баннеров с фотографиями и текстами на темы истории ТТУ и нашего старейшего Городского депо. Все исходные исторические материалы взяты из фондов музея, производство баннеров и монтаж их на месте осуществлено давним другом ТТУ известной рекламной фирмой «НВ» и работниками предприятия.
Теперь каждый наш труженик, проходя на рабочее место, наши гости и деловые партнеры могут сами себе провести экспресс-экскурсию. Летом эта историческая аллея в полную силу заработает как филиал музея истории ТТУ.
Новое оформление исторической аллеи открыло перечень мероприятий, призванных как можно шире распространить знания по истории самарского электрического трамвая навстречу 100-летию его открытия. Эту красивую дату мы будем отмечать 25 февраля года.
В музей уже поступают подарки, к примеру, семья В.Н. Турбаевской подарила керосиновую лампу, а бывший директор клуба ТТУ И. Г. Прозорова – настенные часы, которые долгое время висели в ее кабинете.
Таким образом, наступивший год – предъюбилейный для предприятия и поэтому очень важный для музея. Планов по его развитию много, руководители и коллектив ТТУ уделяют достойное
внимание своему музею, который собирает, бережет и показывает публике материалы за всю нашу почти что столетнюю историю. Ведомственных музеев в Самаре мало, музей трамвайно-троллейбусного управления – один из самых посещаемых. Ведь история городского пассажирского электротранспорта - эта очень важная и интересная часть истории всей нашей Самары. Стало быть, и город в целом заинтересован в существовании и развитии нашего музея.
Приглашаю всех в год перед 100-летием самарского трамвая посетить наш музей. Здесь и дети, и взрослые получают новые и интересные знания и впечатления!
samara_history
Заметки по истории Самарского края
Помнится, писал я про Первую тяговую подстанцию. Но сама по себе подстанция жить не может. Она что-то обслуживает. А именно питает электричеством трамвай.
На днях мы, члены АНО ИстКОм посетили прекрасный Музей истории самарского трамвая, расположенный в Трамвайно-Троллейбусном Управлении. Заведующая музеем Алевтина Валентиновна Новикова провела замечательную экскурсию.
Муниципальное предприятие городского округа Самара Трамвайно-троллейбусное управление основано в 1915 году как трамвайное предприятие. 19 мая 1909 года Самарская городская дума проголосовала за строительство в городе линий и сооружений электрического трамвая на муниципальные деньги. Инициатором этого исторического решения и далее активным участником строительства был представитель знаменитой семьи Постниковых видный общественный деятель Самары депутат городской думы Сергей Несторович Постников.
Портрет С.Н. Постникова.
Автором проекта всего будущего трамвайного хозяйства, затем руководителем строительства и первым заведующим Самарского электрического трамвая стал выдающийся российский инженер Павел Антонович Суткевич.
Портрет П. А. Суткевича.
Титульный лист проекта самарского трамвая.
Регулярное пассажирское движение самарского трамвая было торжественно открыто 12(25) февраля 1915 года. Первый маршрут №2 протяженностью 5 км обслуживали всего 9 вагонов производства Коломны (образец такого трамвая под № 12 находится на музейной стоянке на ул. Мичурина). Он соединил трамвайный парк на ул. Соловьиной (сейчас это Городское трамвайное депо, имеющее адрес ул. Мичурина, 3) с Алексеевской площадью (ныне пл. Революции).
Прокладка трамвайных линий по ул. Ильинская (Арцыбушевская), 1914г.
Первый трамвай выходит из депо на маршрут.
Первая пассажирка первого рейса - супруга инженера В.Г. Акинина, сподвижника и помощника П.А. Суткевича.
Она прожила 103 года.
Самарский трамвай стал 45-м в масштабе Российской империи и 22-м по счету трамвайным предприятием России. Но, главное, он является первым, построенным только российскими специалистами без какого-либо участия иностранцев, исключительно на средства города и с применением отечественных составляющих: вагоны, контактная сеть, рельсы, шпалы, электрическое и механическое оборудование и т. д. – все было произведено на предприятиях России. Это было принципиальное решение передовой части самарского депутатского корпуса и городской власти – поддерживать отечественного производителя.
Трамвайный вагон серии Х . 1915г .
Стоит напомнить, что самарский трамвай строился и далее начал работать в условиях Первой мировой войны! Тем не менее, он развивался. К концу 1915 года в трамвайном парке было уже 60 вагонов, а в следующем году заработали все намеченные пять маршрутов. Популярность трамвая была неоспоримой, доходы от него росли.
Трамвай в районе современной ул. Фрнзе.
В самарском депо были изготовлены легкие вагоны для дачных линий до Барбошиной Поляны и Студеного Оврага.
Вначале вагоны были без боковых ограждений.
Трамвайная линия, идущая по нынешней ул. Венцека к Волге.
В годы советской власти после упадка в начале 20-х годов развитие трамвая продолжилось, к 1940 году предприятие имело 164 вагона и 51,7 км одиночного трамвайного пути. В 1932 году была построена Тяговая Подстанция №1, так как первоначальных ресурсов ГРЭС стало не хватать.
Трамвай на ул. Алексеевская (ныне Красноармейская), 30-е годы.
Установка опоры контактной сети, 1933г. На заднем плане видно здание Тяговой подстанции.
Спрямление путей после уничтожения Ильинского храма. 1933г. На заднем плане видна Тяговая подстанция.
Коллектив подстанции №1, 1938г.
Машзал подстанции.
Во время Великой Отечественной войны продолжилось строительство второго по счету трамвайного депо, и в мае 1944 года Кировское трамвайное депо на ул. Физкультурной уже стало самостоятельным подразделением Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления (наше предприятие получило это наименование с началом в городе троллейбусного движения в ноябре 1942 года).
1 января 1963 года в структуру ТТУ вошло третье по счету и самое современное трамвайное депо - Северное - на ул. Фадеева. Здесь изначально заложена сильная ремонтная база и сложился лучший персонал, поэтому в СТД осваивался и продолжает осваиваться новейший подвижной состав. В данное время – трамваи производства Екатеринбурга. ТТУ продолжает эксплуатировать закупленный в прошлые годы подвижной состав производства Чехословакии, а затем Чехии, но больше таковой приобретаться не будет. Здесь в СТД начали с 2009 года проводиться финальные соревнования Городского конкурса мастерства водителей трамвая. В году прошел 7 Городской конкурс. В этом году состоялся 8 Городской конкурс для водителей троллейбуса.
6 ноября 1942 года (70 лет назад) в городе состоялось открытие троллейбусного движения с парком всего 5 машин марки ЯТБ-2, они поехали по маршруту Железнодорожный вокзал – пл. Революции по трассе длиной 6,5 км. Вместо временных мест стоянки первое настоящее троллейбусное депо было сооружено на ул. Чкаловской и начало действовать в 1956году в конце 1960 года заработало второе троллейбусное депо на ул. Физкультурной. т.к. троллейбусное движение развивалось хорошими темпами. В период с 1952 по 1960 год в городе открылось 9 троллейбусных маршрутов! С 1970г. бывшие депо входили как первое и второе отделения в Объединенное троллейбусное депо, хотя в обиходе мы их так и называем - первое и второе депо и считаем отдельно. В этом году они вновь стали отдельными структурами в составе ТТУ.
17 мая 1978 года на ул. Фадеева открылось самое молодое, просторное и удобное третье троллейбусное депо, тоже являющееся новаторской технической базой предприятия, а также ряд лет - площадкой проведения финалов Городского конкурса мастерства водителей троллейбуса. В парке депо есть новый троллейбус белорусского производства – АКСМ - 321. В этом году здесь в ТД-3 состоялся 8 Городской конкурс мастерства водителей троллейбуса.
На сегодняшний день ТТУ имеет 427 единиц трамваев чешского, белорусского и отечественного производства и 246 троллейбусов производства г. Энгельса, Башкортостана и Беларуси. Предприятие осуществляет более половины муниципальных перевозок по 22 трамвайным и 14 троллейбусным маршрутам. Всего трамвайных линий имеется 166 км. троллейбусных – 208, 4 км. Как это не обидно звучит, но предприятие почти не развивается количественно, данные показатели существенно не меняются более десяти лет. С другой стороны, хорошо, что ТТУ все же сохраняет стабильность в своей структуре и в количестве подвижного состава и выдерживает привычные параметры в организации перевозок горожан уже ряд лет.
В состав ТТУ входят 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, энергохозяйство с 34 тяговыми подстанциями и обширной контактной и кабельной сетью, служба пути, обслуживающая разветвленное рельсовое хозяйство, служба движения с 14 конечными станциями трамвая и троллейбуса, аварийно-восстановительная служба, отвечающая за работу автомобильной и специальной техники. а также осуществляющая срочный ремонт трамваев и троллейбусов прямо на линии с целью скорейшего восстановления движения.
На предприятии есть хорошие условия труда и быта: четыре ведомственных общежития, загородная база отдыха Родничок , санаторий-профилакторий на территории Городского трамвайного депо на 50 человек, столовые и буфеты в депо и на конечных станциях, спортивные залы и комнаты, уголки отдыха, здравпункты, кабинеты предрейсового медицинского осмотра. Кадры для предприятия по ведущим рабочим профессиям готовит Самарский техникум транспорта и коммуникаций, а Самарский Государственный университет путей сообщения обучает для электротранспорта инженерный состав. В ТТУ действует профсоюзная организация, принят и выполняется коллективный договор.
Напредприятии в настоящее время работает около 4 тысяч человек. причем не только самарцев, но также жителей Самарской и других близлежащих областей России. Это говорит о градообразующей роли и большой социальной значимости предприятия и, конечно, его большой ответственности за жизнедеятельность не только Самары, но, можно сказать, всего поволжского региона, т. к. Самарское ТТУ – самое крупное и заслуженное в масштабе отрасли предприятие городского пассажирского транспорта.
Текст любезно предоставлен Заведующей музеем Алевтиной Валентиновной Новиковой.
Также коллектив АНО ИстКом благодарит начальника службы энергохозяйства ТТУ Глухова Николая Васильевича.